Литература оказывает значительное влияние на формирование социального мировоззрения учащихся, в частности, через следующие механизмы:
- Расширение кругозора и словарного запаса. 3 Книги позволяют узнать о различных культурах, эпохах, научных открытиях и философских идеях. 3 Это помогает понять, что мир разнообразен и интересен, а восприятие может быть ограничено собственными убеждениями. 3
- Самопознание и определение своих ценностей. 3 Наблюдая за героями и сюжетом, школьники могут разобраться в своих эмоциях и мотивах, возможно, даже изменить своё поведение и отношение к себе. 3 Читая, ребята формируют свои ценности и убеждения, определяют свои приоритеты. 3
- Развитие критического мышления. 13 Осмысленное чтение, работа с несколькими источниками — первый шаг к умению анализировать информацию, оценивать её достоверность и принимать обоснованные, взвешенные решения. 3
- Развитие эмпатии и коммуникативных навыков. 3 Художественные произведения позволяют узнать, что чувствовали те, с кем никогда не встречаешься в жизни: люди, живущие на других континентах, в других эпохах, измерениях, планетах. 3
- Мотивация к действию и развитию. 3 Истории на страницах книг показывают детям примеры людей, которые преодолели трудности и достигли своих целей. 3 Это может мотивировать их к действию и развитию, дать надежду на лучшее. 3
Таким образом, литература помогает учащимся осмысливать важнейшие вопросы человеческого существования, формирует ценностные ориентации, которые лежат в основе социальных поступков личности. 12