Работы К. Д. Ушинского оказали значительное влияние на развитие русской педагогики, его считают основоположником российской научной педагогики и идеологом российской народной школы. 4
Некоторые аспекты влияния работ Ушинского:
- Утверждение принципа единства обучения и воспитания. 14 Ушинский считал, что ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого нужно полагаться на педагогическую литературу и специальную систему подготовки. 1
- Разработка проблем начального обучения детей. 4 Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения. 4
- Обоснование идеи народного воспитания. 23 Ушинский считал, что ребёнок начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путём познания родного языка. 2
- Обоснование дидактических принципов воспитывающего обучения. 2 Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. 2
- Влияние на теорию обучения. 5 Ушинский рассматривал обучение как органическое сочетание преподавательской работы с активной самостоятельной деятельностью учащихся по усвоению знаний. 5
Идеи Ушинского способствовали формированию патриотического общественно-педагогического мировоззрения поколения российских педагогов, чья деятельность пришлась на период обновления российской школы, придания ей национально-патриотического характера. 4
Последователями идей Ушинского стали такие видные теоретики и практики русской народной школы, как В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, В. Я. Стоюнин, Д. Д. Семёнов, Д. И. Тихомиров, С. А. Рачинский и другие. 4