Культурно-историческая теория Л. С. Выготского оказала значительное влияние на социальную психологию, в частности, способствовала обоснованию социального происхождения высших психических функций человека. 1
Некоторые аспекты влияния теории:
- Трактовка социальной среды как источника развития личности. 13 Выготский считал, что личность ребёнка получает полноценное развитие только тогда, когда биологическое и социальное начала развиваются вместе. 2
- Расширение понимания ведущей роли субъекта в разных типах активности, в том числе в процессе обучения и самообучения. 35
- Введение понятия «зона ближайшего развития». 15 Это период времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребёнка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. 15
- Влияние на педагогику. 2 Положения концепции Выготского легли в основу личностно-ориентированного подхода в образовании, а также повлияли на появление и становление культурологического метода. 2
- Влияние на развитие представлений о специфике человеческого онтогенеза. 4 Применение культурно-исторического подхода позволило развить эти представления и показать отличие человеческого развития от индивидуального развития животных. 4
Кроме того, на почве, подготовленной культурно-исторической концепцией Выготского, в психологии зародилась школа, из которой впоследствии вышли такие учёные, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и другие. 2