Концепция эманации, разработанная в неоплатонизме, оказала значительное влияние на развитие европейской философской мысли. 12 Некоторые аспекты этого влияния:
- Влияние на теологию. 15 Концепция эманации вошла в христианский канон и повлияла на развитие теологии в апофатической и катафатической версиях. 15 В апофатической версии эманация рассматривалась как непостижимый след трансценденции, в катафатической — как основа принципа «аналогии бытия», то есть постижения Бога через постижение его творения. 15
- Влияние на средневековую схоластику и мистику. 15 Концепция эманации задала специфическое оформление средневековой схоластике, например, в трудах Иоанна Скота Эриугены, и мистике, в частности, в работах Мейстера Экхарта. 15
- Влияние на философию Возрождения. 4 Для философов Возрождения неоплатоническое Единое стало символом божественной силы, которую человек мог постигать через философию и искусство. 4 Это заложило основу для дальнейшего развития европейской культуры, где человек рассматривался как творец, способный преобразовывать мир через стремление к прекрасному и божественному. 4
- Влияние на немецкий идеализм. 4 Многие из ключевых идей немецких идеалистов (Фихте, Шеллинг, Гегель) восходят к неоплатоническим учениям. 4 Например, Гегель утверждал, что конечная цель развития мира и сознания — вернуться к изначальной целостности через диалектическое развитие. 4 Неоплатоническая идея эманации была переосмыслена в немецком идеализме как процесс развития сознания и духа. 4