Эмиль Дюркгейм заложил основы социологической теории образования и считается одним из основателей и теоретиков этой отрасли. 35
Некоторые аспекты влияния Дюркгейма на развитие социологии образования:
- Исследование функций образования. 1 Дюркгейм определил скрытую роль образования как один из механизмов социализации людей. 1 Он связал функционирование любого общества с точки зрения механизмов «интеграции» (желания «жить вместе») и механизмов «регулирования» (подчинения общественным нормам). 1
- Выделение роли учителя. 1 Дюркгейм выделил учителя как личность и изложил это как базовый пункт рассуждений. 1 Он установил, что любые изменения в системе образования должны поощряться, прежде всего, учителями, чтобы реагировать на возникающие социальные потребности. 1
- Введение понятия «школьная среда». 2 Дюркгейм подразумевал под ним влияние школы на социальное и гражданское воспитание учащегося. 2
- Доказательство полезности социологии как науки. 3 Дюркгейм доказал, что материалы и достижения социологии можно использовать для оптимизации процесса воспитания молодого поколения. 3
Многие идеи Дюркгейма были в дальнейшем использованы Т. Парсонсом, Р. Мертоном, П. Бурдье и Ж.-К. Пассероном в их анализе функций института образования. 2