Некоторые знания, которыми должен обладать старший вожатый:
- основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодёжи; 1
- требования ФГОС к разработке программ воспитания; 1
- основные направления, виды и формы воспитательной деятельности; 1
- нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодёжных общественных организаций; 1
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся; 1
- основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания; 1
- возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания; 1
- теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений; 1
- примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения. 1
Некоторые умения, которыми должен обладать старший вожатый:
- обучать ребят работать в команде и действовать самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых; 3
- объяснять, как можно себя вести в обществе, как нельзя и почему; 3
- помогать детям разобраться в вопросах морали и нравственности — конечно, с учётом их возраста; 3
- находить и развивать таланты детей; 3
- помогать в организации творческих мероприятий; 3
- не допускать конфликтов между ребятами, а если такие ситуации всё же возникли — быстро их решать; 3
- служить примером для детей; 3
- общаться не только с детьми разных возрастов, но и с их родителями, опекунами, учителями; 3
- помогать другим вожатым в их работе. 3
Кроме этого, старший вожатый должен уметь работать с мультимедийным оборудованием, компьютером, плоттером, принтером, разрабатывать презентации, быть уверенным пользователем офисных программ (текстовые редакторы, таблицы). 2