Для развития познавательной активности и творческих способностей учеников учителя могут использовать следующие методы:
- Создание проблемных, поисковых и исследовательских ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности. 1 Это позволит моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся и включать их в творческий поиск решения учебных задач. 1
- Использование разных форм обучения: индивидуальной, работы в парах и группах. 1
- Применение различных методов обучения: словесных, наглядных, поисковых, исследовательских, элементов проектной деятельности, эвристических бесед. 1
- Применение разных видов контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверки. 1
- Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 3 С их помощью можно обеспечивать компьютерную поддержку уроков, внеурочных занятий, готовить вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты. 1
- Проведение дискуссий и дебатов. 2 Они позволяют развивать логическое и критическое мышление учащихся, навыки организации своих мыслей, формировать эмпатию и толерантность, уверенность в себе, способность работать в команде. 2
- Включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений. 4 Например, написание эссе, моделирование ситуаций, составление кроссвордов, ребусов, вопросов, тестовых заданий, создание кластеров. 2
Также во внеурочной деятельности можно проводить познавательные праздники, занимательные часы по предметам, встречи с интересными людьми, экскурсии и познавательные поездки различной направленности. 1