Опрос общественного мнения происходит путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (респондентов). 3
В зависимости от того, как осуществляется получение информации от опрошенных лиц, опрос может быть непосредственным или опосредованным: 3
- Непосредственный опрос (интервью) проходит при личной беседе с респондентом с глазу на глаз. 3
- Опосредованный (заочный) опрос может осуществляться по телефону, через Интернет, почтовые письма и т. д.. 3 Для его проведения, как правило, составляется специальная анкета с вопросами, которую заполняют респонденты. 3
Респондент — это человек, участвующий в социологическом опросе и отвечающий на разные вопросы. 5 Интервьюер — непосредственный участник социологического опроса, он задаёт респонденту вопросы, выслушивает ответы и фиксирует их в соответствии с предусмотренной инструкцией процедурой. 5
Некоторые средства опроса общественного мнения:
- Экспресс-опрос (или зондажный опрос) состоит из 3–4 вопросов относительно социально значимой темы. 6 Проводят его путём телефонного опроса, с помощью почтовых открыток, средств массовой информации. 6
- Анализ документов (контент-анализ) — совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для выявления в документальных источниках социологической информации. 6
- Анкетный опрос позволяет в максимально короткие сроки опросить большую совокупность людей и получить информацию для принятия оперативных управленческих решений. 6 Существует прямое (тет-а-тет) и заочное анкетирование (интервьюер раздает анкеты для самостоятельного ответа на вопросы). 6
- Фокусированный (направленный) опрос (фокус-группа) используется для исследования мнения небольшого определённого количества людей, которые являются экспертами по определённому вопросу. 6