Развитие связной устной и письменной речи осуществляется через различные упражнения и приёмы: 13
- Развёрнутые ответы на вопросы (в том числе в беседе). 1
- Текстовые упражнения с анализом прочитанного, изучением грамматического материала, активизацией грамматических форм или лексики. 1
- Записи по наблюдениям, ведение дневников природы, дневников путешествий. 1
- Устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах). 1
- Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу. 1
- Рассказывание художественных текстов, заученных на память. 1
- Письменное изложение образцовых текстов. 1
- Перестройка данных учителем текстов. 1
Для развития связной речи также используются:
- Анализ текстов (устных и письменных положительного и негативного характера). 3 Например, задания определить основную мысль высказывания, сформулировать её, найти в тексте лишнее и другое. 3
- Составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов. 3
- Редактирование текстов. 3
- Установка на определённую речевую ситуацию (уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания). 3
- Обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний. 3
В работе над развитием связной устной и письменной речи важно соблюдать определённую последовательность и систематичность, правильно подбирать комплексные дидактические упражнения. 2