Подбор речевого материала для различных этапов автоматизации звуков осуществляется по принципу «от простого — к сложному». 23
Для автоматизации звука в слогах закрепляемый согласный соединяют с гласными [а, ы, о, у]. 4 Сначала используют прямые слоги: са, сы, со, су. 4 Затем переходят к обратным: ас, ыс, ос, ус. 4 Далее используют слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса. 4 Наконец, применяют слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребёнка): сто, ста, спа, сма, сны, ско. 4
Для автоматизации звука в словах на каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце) подбирается по 20–30 слов. 4 Подбор слов-картинок соответствует принципу подбора слогов: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). 4 За одно занятие дают 10–16 слов, при этом каждое проговаривают 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно). 4
Для автоматизации звука в предложениях проводят закрепление на базе отработанных слов в той же последовательности. 24
Для автоматизации звука в текстах автоматизируемый звук должен встречаться в них как можно чаще. 1
Для дифференциации звуков особенность подбора речевого материала состоит в том, что в нём постоянно присутствуют оба смешиваемых ребёнком звука, которые он должен научиться больше не смешивать. 1
На этом этапе ребёнку предъявляют на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребёнок смешивает в своём произношении. 3 Узнав предъявляемое слово, ребёнок называет звук, услышанный в нём, и воспроизводит его в том же слове. 3
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключают не более пары звуков. 3 Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. 3
Рекомендации на повторение, закрепление звука, задания по автоматизации и дифференциации звука даются логопедом индивидуально для каждого ребёнка, в зависимости от речевого нарушения. 4