При организации предметной среды в разных возрастных группах детского сада важно учитывать возрастные особенности и потребности детей. 2
Первая младшая группа. 1 Детям 2–3 лет нужны подвижные игры для физического развития. 1 Основной акцент делается на обустройстве спортивного центра. 1 Игры и игрушки для малышей не должны содержать мелких деталей. 1 Обязательно присутствие предметов для сенсорного развития, изучения цветов и форм. 1
Вторая младшая группа. 1 Детям 3–4 лет нужны предметы для сюжетно-ролевых игр. 1 На этом этапе жизни малыши подражают взрослым, повторяют за ними повадки, движения, выражения. 1 Акцент делается на крупные игрушки, конструкторы, изобразительное искусство. 1 Предметы располагают на открытых полках, чтобы каждый ребёнок мог достать нужную ему игрушку. 1 С 3 лет дети учатся вести счёт, продолжают изучать цвета и формы. 1 С этой целью создают математический уголок. 1
Средняя группа. 1 В 4–6 лет потребность играть в сюжетно-ролевые игры достигает своего пика. 1 Дети разделяются на маленькие группы по интересам, где происходит активная игра по задуманному сюжету. 1 Такие занятия поощряют, создают уголки с театральной одеждой, куклами, мягкими игрушками, игрушечной мебелью, посудой. 1 Игрушки для средней группы подбираются небольшие, но разнообразные. 1 Обязательно присутствие конструкторов для развития мелкой моторики, песка и других природных материалов. 1
Подготовительная группа. 1 Дети в возрасте 6 лет переходят в завершающую, подготовительную группу в детском саду. 1 Они уже почти школьники, у них есть определённые увлечения, многие занимаются спортом или ходят в развивающие кружки. 1 Для подготовки к школе целесообразно выделить учебную зону. 5 Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска). 5
По мере взросления детей «организаторы» предметно-развивающей среды меняются. 2 Так, в младшей группе её организовывает педагог-воспитатель с учётом интересов воспитанников, в средней группе она организуется совместно с детьми, в старшие дети уже самостоятельно её создают и изменяют с учётом своих личных интересов. 2