Для измерения эффективности развития коммуникативных умений у школьников можно использовать различные методы и методики, например:
- Наблюдение. 1 Наблюдают за процессом общения и взаимодействия между учащимися. 2
- Индивидуальные беседы. 2 Ученики отвечают на вопросы, чтобы выявить их коммуникативную компетентность и навыки. 2
- Диагностические задания. 2 Например, методика В. В. Синявского и В. А. Федорина «Определение уровня сформированности коммуникативных способностей у детей школьного возраста». 2
- Тесты. 2 Например, методика Р. В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся». 2 Во время прохождения теста участники исследования представляют типичные ситуации из жизни и высказывают собственное мнение. 2
- Задания для совместной работы. 23 Например, методика «Совместная сортировка» (Бурменская Г. В.). 2 Дети выполняют серию заданий, которые позволяют оценить уровень развития навыков сотрудничества, общения и решения проблем в группе. 2
Также для оценки коммуникативных умений используют оценочные листы, листы индивидуальных достижений, сводные оценочные таблицы и другие инструменты. 1
Эффективность развития коммуникативных умений у школьников можно измерить с помощью стартовой диагностики, текущего оценивания и итогового оценивания. 1