Функциональная грамотность в процессе обучения русскому языку формируется несколькими способами, среди них:
- Работа с текстами. www.1urok.ru teacher.yandex.ru Ученики учатся не просто читать и понимать тексты, а анализировать их структуру, определять функцию каждой части текста, выявлять необходимую информацию и излагать свои мысли в адекватной форме. www.1urok.ru Например, при изучении художественных текстов ученики анализируют стиль автора, его языковые средства, оценивают эмоциональную окраску текста. www.1urok.ru При изучении научно-популярных текстов ученики учатся выделять главную мысль, сравнивать различные точки зрения, анализировать используемую лексику. www.1urok.ru
- Умение составлять и формулировать свои мысли. www.1urok.ru Для этого ученики учатся работать с грамматическими конструкциями, умело использовать лексические средства языка, применять различные синтаксические приёмы. www.1urok.ru
- Групповая работа. www.1urok.ru Она помогает ученикам научиться работать в команде, обмениваться мнениями, аргументировать свою позицию, слушать и учитывать точку зрения других участников процесса. www.1urok.ru
- Использование игр и других интерактивных методов обучения. www.1urok.ru Например, игра «Словесный мост» позволяет ученикам учиться использовать синонимы и антонимы, а игра «Словесная ассоциация» помогает развивать ассоциативное мышление и умение использовать слова в определённом контексте. www.1urok.ru
- Изучение правил и алгоритмов, представленных в виде схем, таблиц. teacher.yandex.ru Ученики учатся не только понимать правило, но и показывать, как его удобно можно «зарисовать» или сделать краткую схематичную «шпаргалку». teacher.yandex.ru
Также формированию функциональной грамотности способствует написание сочинений-рассуждений, сжатых изложений, различных видов диктантов. multiurok.ru