При работе с детьми важно учитывать следующие возрастные особенности восприятия книжных иллюстраций:
- Младший дошкольный возраст. 2 Дети способны воспринимать наглядные изображения, которые максимально приближены к реальности, но при этом упрощены. 2 Если сюжет иллюстрации динамичен, то внимание ребёнка нужно обратить на совершаемое объектом действие, а если изображено что-то яркое, то надо обратить внимание на красочность объектов. 2 Самостоятельное восприятие изображений в этом возрасте практически не развито. 2
- Средний дошкольный возраст. 2 Дети лучше воспринимают яркие, красочные изображения. 2 Они акцентируют внимание на деталях и воспринимают формы объектов, их структуру. 2 Светотеневые рисунки воспринимаются достаточно сложно. 2 Это касается и перспективных изображений, а также деформированных объектов. 2 Наиболее оптимальными для восприятия ребёнком являются композиции, построенные ритмически просто. 2
- Старший дошкольный возраст. 2 На этом этапе происходит развитие интерпретации иллюстрированного изображения, то есть ребёнок начинает понимать его содержание. 2 Он постепенно приходит к пониманию того, что изображено на картине, а также воспринимает её полностью самостоятельно. 2 Дети определяют отдельные объекты, предметы, могут выделить расположение фигур, установить связи между персонажами изображения и выделить отдельные компоненты: освещение, фон, выражение лиц людей, их эмоциональное состояние. 2
Также есть особенность узнавания изображённого образа: для детей 3–4 лет основным признаком является форма, цвет же имеет второстепенное значение. 34 Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображённого образа, как и форма. 34