При организации продуктивной деятельности дошкольников необходимо учитывать следующие возрастные особенности:
- Первая младшая группа (2–3 года). 4 Для детей этого возраста важен не сход изображаемого с реальными объектами, а процесс игры с образами. 1 Важно вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами, научить приёмам проведения прямых, округлых и замкнутых форм, познакомить с цветом. 3
- Вторая младшая группа (3–4 года). 4 Дети создают художественные образы по шаблонам, но уже понимают условность искусства. 4 Они способны добавлять элементы, созданные на основе собственной фантазии. 4 Важно научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы, применять несколько цветов для раскрашивания рисунка, обучать промыванию кисти. 3
- Средняя группа. 3 Необходимо развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа, совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками. 3 Возрастает роль слова, для передачи образности и выразительности в работе хорошо использовать художественное слово. 3
- Старший дошкольный возраст (5–7 лет). 4 Мышление и эмоции ребёнка уже развиты для самостоятельной работы. 4 Он способен критически оценивать свои творческие достижения, исправлять недочёты. 4 Воспитанникам старшей и подготовительной группы доступны задания, требующие пространственного мышления и фантазии. 4
Также важно учитывать, что в первой младшей группе от детей не требуется ничего, кроме умения работать рядом, не мешая друг другу, во второй и средней группах ребята учатся помогать товарищам, а к старшему дошкольному возрасту приходят к выполнению заданий в парах и мини-группах с распределением обязанностей. 2