Некоторые виды педагогического эксперимента, которые применяются в современном образовании:
По форме проведения: 1
- Естественный. 14 Исследование базируется на наблюдении, без каких-либо новшеств в привычный порядок вещей. 1 Цель — провести диагностику, выявить имеющиеся проблемы, собрать необходимую информацию. 1
- Лабораторный (искусственный). 1 В экспериментальной группе меняются какие-либо параметры: повышается интенсивность нагрузки, вводятся иные педагогические приёмы и технологии, добавляются средства стимулирования учащихся и т. п.. 1
По цели исследования: 1
- Констатирующий. 12 Проводится для изучения, «измерения» конкретной проблемы, нацелен на сбор первичной информации об объекте исследования. 1
- Формирующий. 12 Призван сформировать новые качества — например, знания и умения учащихся. 1
По продолжительности проведения: 1
- Длительный. 1 Предполагает проведение эксперимента на протяжении большого периода времени (весь учебный год, семестр или триместр). 2
- Краткосрочный. 1 Призван диагностировать проблему по принципу «здесь и сейчас». 2 Его реализуют посредством проведения всевозможных тестирований, контрольных срезов, устной проверки знаний. 2
Также существует многофакторный эксперимент. 1 Он применяется, когда исследователь имеет дело со сложной системой, развитие которой определяется влиянием множества факторов. 1 В таком эксперименте организаторы меняют параметры факторов, используя различные их комбинации. 1 Это позволяет оценить силу воздействия всех учитываемых факторов и обнаружить их взаимовлияние. 1