В современной педагогике выделяют разные виды педагогических условий, например:
- По сфере воздействия. 2 Выделяют внешние условия (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические). 2
- По характеру воздействия. 2 Выделяют объективные условия (нормативно-правовая база сферы образования, средства информации и пр.) и субъективные (потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр.). 2
- По специфике объекта воздействия. 2 Выделяют общие условия (социальные, экономические, культурные, национальные, географические и др.) и специфические (особенности социально-демографического состава обучаемых, местонахождение образовательного учреждения, материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебно-воспитательного процесса, воспитательные возможности окружающей среды и пр.). 2
Также выделяют организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия: 14
- Организационно-педагогические — совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы. 4
- Психолого-педагогические — совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды (мер воздействия), которые направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы (то есть связаны с преобразованием конкретных характеристик личности). 4
- Дидактические — результаты целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. 4