Некоторые виды памяти и их влияние на процесс обучения:
- По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. 1 Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. 1
- По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. 1 Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны ученика. 4 Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. 4
- По продолжительности закрепления и сохранения материала память делят на кратковременную, долговременную и оперативную. 1 Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. 6 Кратковременная память — это непродолжительное сохранение информации после одно-двухкратного её восприятия. 6 Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий. 6
Влияние видов памяти на процесс обучения заключается в том, что преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами. 6 Например, словесно-логическая память позволяет не просто заучивать знания, а глубоко их обдумывать и принимать. 6 Эмоциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совершения того или иного поступка. 6 Двигательная память составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности. 6