Некоторые виды нарушений в звукобуквенном составе слова, которые могут стать причиной ошибок в письменной речи:
- Пропуск букв и слогов. 1 Ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов. 1 Например: «снки» — санки, «кичат» — кричат. 1
- Пропуск двух и более букв. 1 Это следствие грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова. 1 Например: здоровье — «дорве», брат — «бт», девочка — «девча», колокольчики — «калкочи». 1
- Замены букв. 1 Ученик выделяет в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбирает несоответствующую букву. 1 Чаще всего заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с). 2
- Смешение букв. 1 Один и тот же звук обозначается в письме то верно, то ошибочно. 1 Например: д-т (тавно, сыдый, медёт, втрук.), в-ф (партвель, ворточка, картовель), ё-ю (клёква, замюрз, салёт, перелютные). 1
- Перестановки букв и слогов. 1 Это выражение трудностей анализа последовательности звуков в слове. 1 Например: чулан — «чунал», плюшевого — «плюшегово». 1
- Вставки гласных букв. 1 Наблюдаются обычно при стечении согласных. 1 Например: «шекола», «ноябарь», «дружено». 1
- Персеверации. 1 Согласный (реже гласный) заменяет вытесненную букву в слове. 1 Например: «на деревьях» — «на девевьях», «с родными» — «с родмыми». 1