Некоторые виды кластеров, которые используются в образовательной практике:
- «Планета и её спутники». 1 В центре — ключевое слово (тема), вокруг — крупные смысловые единицы, а вокруг них — связанные по смыслу понятия помельче. 1
- «Гроздья». 1 Выделяются тема и подтемы, которые записываются и связываются стрелками. 1 В каждой подтеме — свои ответвления, от каждой «ветки» отходят другие «веточки», образуя своеобразные гроздья. 1
- Блок-схема. 1 Используется для составления алгоритма выполнения какого-либо действия. 1 В блок-схеме каждый элемент — шаг (этап, действие), расположенные в определённой последовательности. 1
- Фишбоун. 1 Схема представляет собой «рыбий скелет». 1 Голова — вопрос темы, верхние кости — основные понятия темы, нижние кости — суть понятий, хвост — ответ на вопрос. 1
- Бумажный кластер. 12 Ученики получают отдельные карточки с записанными на них ключевыми понятиями, которые связаны с темой или прочитанным текстом. 1 Дети составляют из этих карточек кластер, устанавливая между понятиями смысловые связи. 1
- Кластер с нумерацией. 12 Его целесообразно использовать, когда необходимо определить последовательность событий или алгоритма. 1 В центре записывается тема, затем в хаотичном порядке «набрасываются» идеи (факты, понятия, ассоциации, действия). 1 Затем ученики изучают материал, после чего рядом с записанными вокруг темы словами расставляют цифры, обозначающие последовательность, в которой происходили события или в которой нужно производить действия. 1
- Арт-кластер. 13 Это кластер, в котором вместо записи слов используются картинки. 1 Принцип построения: в центре картинка, определяющая тему, вокруг наклеиваются или рисуются картинки, составляющие её компоненты. 1 Картинки могут изображать единичные предметы или сюжеты. 1
- Групповой кластер. 13 Большая тема делится на несколько «подтем» (групп). 1 Подтемы раздаются разным ученикам или группам учеников. 1 Для каждой подтемы составляется свой кластер. 1 Затем все схемы объединяются, и получается один общий кластер. 1
- Обратный кластер. 12 Учитель заранее составляет кластер сам, оформляет на листах, но намеренно пропускает в нём некоторые компоненты. 1 Листы раздаются ученикам на уроке. 1 После изучения материала (текста) они должны восстановить кластер, дописав пропущенные элементы. 1