Для улучшения восприятия материала в учебниках используются разные виды иллюстраций, среди них:
- Ведущие. 2 Самостоятельно раскрывают содержание учебного материала, заменяют основной текст. 2 Чаще всего такие иллюстрации применяют в языковых учебниках, в учебниках географии и истории (карты, в том числе альбомы карт), в учебниках биологии, начальной школы, а также в учебниках для специальных школ. 2
- Равнозначные. 2 Наряду с основным текстом служат цели наиболее глубокого и эффективного усвоения содержания учебного материала. 2 Иллюстрации этой группы носят в основном научно-познавательный характер. 2 Такие иллюстрации широко применяют в учебниках геометрии, химии, физики, биологии. 2
- Обслуживающие. 2 Дополняют, конкретизируют, раскрывают, эмоционально усиливают содержание текста и других внетекстовых компонентов, способствуя тем самым их наиболее эффективному восприятию и усвоению в процессе учения. 2
Также в учебниках используют предметные, абстрактные, образные иллюстрации, чертежи, схемы, карты. 3 В учебниках по истории и литературе часто применяют репродукции картин известных художников. 3