Несколько видов дидактических игр, которые могут быть эффективны для развития креативного мышления на уроках искусства:
- «Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур». 1 Учащиеся, используя изображённые на доске геометрические фигуры, рисуют предметы. 1 Такая игра способствует пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формирует умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивает мышление, внимание, воображение. 1
- «Войдите» в картину. 1 Ученики представляют себя на месте героя произведения искусства. 1 Игра развивает фантазию, речь, носит творческий характер. 1
- «Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства». 1 Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. 1
- «Репортёры газетной рубрики „Шедевры искусства“». 1 Заранее сообщается тема урока, например, «Человек в искусстве. Жанр портрета». 1 Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). 1 Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности. 1
- «Угадай, что получится?». 3 Педагог предлагает кому-то первому из обучающихся начать изображать предмет (линию). 3 Следующий обучающийся говорит, на что это похоже, и дорисовывает ещё одну линию. 3 Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. 3 Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. 3 Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение. 3
- «Придумай фигуру». 3 Педагог рисует на листе бумаги 2–3 геометрические фигуры, задача обучающегося — придумать интересный рисунок с этими фигурами или состоящий из них. 3
При выборе дидактических игр важно учитывать возрастные особенности учащихся, их возможности и интересы. 5