Некоторые виды бесед, используемых в образовательном процессе:
- Вводная. 24 Проводится в начале урока или другого учебного занятия. 2 Её цель — психологически настроить учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала. 2
- Беседа для сообщения новых знаний. 24 Строится в форме вопросов и ответов, преимущественно при анализе прочитанных текстов. 2 Способствует подведению учащихся к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению задач. 2
- Закрепляющие. 24 Применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний. 2
- Контрольно-коррекционные. 24 Могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. 2 Применяются с целью определения уровня усвоенности знаний, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации. 2
Также по уровню познавательной самостоятельности учеников выделяют репродуктивные и эвристические беседы. 3 Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). 3 Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. 3