Некоторые важные педагогические идеи, высказанные древними философами:
- Гераклит утверждал, что каждый человек способен к обучению, познанию истины, добра и самосовершенствованию. 4 Он считал, что цель обучения — научиться говорить лишь правду и действовать согласно природе, осознавая истину, не подвергаясь давлению общества. 4
- Демокрит впервые в истории педагогической мысли высказал принцип природосообразности: воспитание и развитие нужно сообразовывать с внутренней природой ребёнка, которую он назвал «микрокосмом». 5 Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребёнка, в котором пример родителей играет решающую роль. 5
- Сократ определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. 5 По мнению Сократа, каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость. 5
- Платон считал, что цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. 5 Философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования. 5
- Аристотель считал главной задачей общего образования сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний. 5 Философ предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. 5
- Ксенофонт полагал, что образование может быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. 2 Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости. 2
- Антисфен, основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании необходимо приближаться к миру реальных явлений. 2 Основным методом воспитания он называл пример наставника. 2 Как особую задачу Антисфен выделял вырабатывание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага. 2