Для учеников с нарушением интеллекта эффективны следующие упражнения по звуко-буквенному анализу и синтезу:
Выделение гласных звуков в слове. 1 Например, назвать гласные звуки слова, записать на схеме только гласные данного слова, выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки. 2
Закрепление действий слогового анализа и синтеза. 2 Например, повторить заданное слово по слогам, сосчитать количество слогов, определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру. 2
Развитие фонематического анализа и синтеза. 12 Например, показать букву, если в слове есть соответствующий звук, выделить из предложения слово, включающее заданный звук, показать картинки, в названии которых есть заданный звук. 1
Вычленение согласного звука в слове. 1 Например, подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов на заданный согласный, выбрать только те картинки, которые начинаются с заданного согласного, или заканчиваются на определённый согласный звук. 1
Образование новых слов. 3 Например, образование новых слов путём добавления («наращивания») слогов к данному слову, образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов. 3
Письменные упражнения. 3 Запись под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звуко-слогового состава. 3 В ходе письменных упражнений важно синхронное проговаривание слов ребёнком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. 3