Некоторые упражнения и задания, которые помогают развивать навыки чтения у детей дошкольного возраста:
- «Цепочка слогов». 2 Логопед называет слово, дети делят его на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога. 2
- «Передай по телеграфу». 2 Логопед произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши. 2
- «Считай слоги, придумывай слова». 2 Ребёнок берёт предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета, изображённого на ней, и придумывает своё слово, которое состоит из такого же количества слогов. 2
- «Не ошибись». 2 На доске вразброс размещены предметные картинки и соответствующие слоговые схемы слов-названий. 2 Необходимо соединить мелом картинки со слоговыми схемами. 2
- «Какой звук потерялся». 2 Логопед читает знакомые детям стихи. 2 В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. 2 Дети обнаруживают искажённые слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся. 2
- «Разложи вещи по полкам». 2 Ребёнку предлагают разложить предметные картинки по трём полкам. 2 На первую полку нужно положить те картинки, в названии которых звук находится в начале слова. 2 На вторую — те, в названии которых звук находится в середине. 2 На третью — те, в названии которых звук находится в конце. 2
- «Звуковое лото». 2 Каждый из детей получает конверт с предметными картинками и фишки. 2 Логопед называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. 2
- «Волшебный мешочек». 5 Ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы. 5
Также можно предложить ребёнку определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определённой буквы. 3 Ещё одно упражнение — вставить недостающую букву в слово. 3