Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно использовать для детей старшей группы:
- «Парус». 1 Ребёнок показывает широкую улыбку, приоткрывая слегка рот, языком касается внутренней стороны зубов верхнего зубного ряда. 1 Удерживать такое положение, пока взрослый ведёт счёт до 10. 1
- «Язычок не слушается». 1 Нужно слегка приоткрыть рот, показать язычок и уложить его в расслабленном состоянии широкой частью на нижнюю губу. 1 После слегка шлепать губами по языку, при этом каждый удар необходимо сопровождать звучанием слогов: «па-я-па-я-па-я». 1 Удерживать язык в таком положении до счёта 5, а после и до 10. 1
- «Чистим зубки». 1 Нужно широко улыбнуться, выставив на показ передние зубки, рот слегка приоткрыть, кончиком языка пройтись по внутренней части нижнего зубного ряда. 1 Язык должен двигаться с одной стороны в другую, а после точно сверху вниз. 1
- «Чистим зубки снаружи». 1 Нужно изобразить добрую улыбку, продемонстрировать зубы, языком в медленном темпе провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. 1 Так же происходит имитация чистки наружной стороны нижних зубов. 1
- «Покусаем язычок». 1 Нужно улыбнуться своему отражению в зеркале, приоткрыть рот и высунуть наружу язык. 1 Затем слегка покусать его кончик, но без боли и дискомфорта. 1 После выдвинуть его ещё дальше и покусать среднюю часть. 1 И так покусать его весь, продвигая всё дальше наружу. 1 Во время покусываний стоит произносить звук «та-та-та». 1
- «Маятник». 3 Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. 3 Проделать упражнение 10–15 раз. 3
- «Грибок». 2 Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). 2 При этом растягивается подъязычная связка. 2
Выбор упражнений зависит от целей и возможностей ребёнка.