Нельзя однозначно сказать, какие учёные внесли наибольший вклад в развитие здоровьесберегающих технологий. Некоторые исследователи, которые внесли вклад в эту область:
- К. Д. Ушинский. 15 Разработал теорию и практику физического воспитания как одного из составляющих здорового образа жизни. 5 В своей работе «Педагогическая антропология» Ушинский выделил принципы «здоровой медицины», заложил основы здорового питания, режима дня и отдыха. 5
- Ф. Эрисман и А. Доброславин. 1 В своих трудах, посвящённых влиянию учебной работы на снижение работоспособности и общего состояния здоровья детей, разработали меры по борьбе с утомлением, определили нормы сна, питания и режимного распределения учебных занятий. 1
- Н. Смирнов. 1 Впервые в современной педагогике применил понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». 1 Под такими технологиями подразумевались технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении. 1
- В. Сонькин, М. Безруких, В. Базарный, И. Кузнецова. 1 Продолжили активно развивать теорию здоровьесберегающих технологий, трактовали их как технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении. 1
- Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. 5 Каждый из этих педагогов сделал неоценимый вклад в утверждение основополагающего принципа педагогики — сделать школу центром здоровья. 5