Некоторые типы вступлений в ораторском искусстве:
- Естественное вступление. 24 Оратор сразу вводит слушателей в суть дела. 4 Содержание такого вступления тесно связано с содержанием речи. 4 Например, оратор останавливается на значимости избранного предмета или объясняет, почему он вправе говорить об этой теме. 2
- Искусственное вступление. 24 Оратор начинает речь издалека, постепенно приближаясь к основной мысли. 2 Например, речь начинается с афоризма, аналогии, рассуждений философского или оценочного характера, имеющих к теме косвенное отношение. 2
- Внезапное начало. 2 Оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство. 2
Также выделяют позитивное, негативное, аналитическое, парадоксальное и эмоциональное вступления: 3
- Позитивное. 3 В нём сразу же даётся главная концепция выступающего в доходчивом, но весьма декларативном виде. 3
- Негативное. 3 Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без предоставления альтернативы. 3
- Аналитическое. 3 Не навязывает аудитории какую-либо конкретную позицию, а предлагает вместе с оратором исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. 3
- Парадоксальное. 3 Озадачивает слушателей, сбивает их с пути стандартного, построенного на стереотипах мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. 3
- Эмоциональное. 3 По форме похоже на позитивное, но в содержании отсутствует какой-либо концептуально оформленный призыв или доктрина. 3