Нет однозначного ответа на вопрос, какие типы вопросов наиболее эффективны для получения точных ответов от респондентов, так как выбор зависит от ситуации и целей. 2
Некоторые типы вопросов и их особенности:
- Открытые вопросы дают респондентам возможность самим сформулировать свой ответ. 3 Такие вопросы предназначены для изучения специфических сведений, которые не могут быть выражены иначе, чем словесным описанием. 3 Однако из-за того, что для ответа на открытый вопрос респонденту нужно потратить больше времени и усилий, снижается правдивость ответа. 2
- Закрытые вопросы содержат определённое утверждение, требующее подтверждения в формате «да» или «нет», или предполагают готовые варианты ответов, которые респонденту остаётся только выбрать. 2 Такие вопросы эффективны там, где нужны точные данные или подтверждение каких-либо предположений. 2
- Полузакрытые вопросы используют там, где необходимо получить конкретный или короткий текстовый ответ. 3 Обычно текстовый ответ ставят на последнее место. 3 Респонденты выбирают его, если не могут выбрать из предложенных вариантов. 3
- Дихотомические вопросы предусматривают два ответа (как правило, «да» или «нет»). 13 Такие вопросы служат однозначному определению свойства, опыта или мнения респондента. 3
- Шкала Лайкерта служит для изучения и измерения точки зрения, позиции, отношения респондента к определённому вопросу. 3 Чаще всего используется для выявления уровня удовлетворённости или согласия. 3
- Вопросы-фильтры помогают сузить круг обсуждаемых тем, задать рамки разговора и предотвратить отвлечённые рассуждения. 4
Также можно использовать комбинированные вопросы, которые будут содержать наиболее вероятные варианты ответов и поле для указания произвольного ответа респондента. 2