Некоторые типы речевых ошибок, которые часто встречаются в сочинениях по литературе:
- Употребление слова в несвойственном ему значении. 24 Например: «Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма». 2
- Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. 2 Например: «Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы». 2
- Неразличение синонимичных слов. 2 Например: «В конечном предложении автор подводит итоги». 2
- Употребление слов иной стилевой окраски. 24 Например: «Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах». 2
- Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов. 24 Например: «Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений». 2
- Неоправданное употребление просторечий, жаргонных слов. 24 Например: «По ящику сейчас показывают одни разборки». 2
- Нарушение лексической сочетаемости. 24 Например: «Книги занимают важную роль в жизни человека». 2
- Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. 24 Например: «Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе». 2
- Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). 24 Например: «Писатель мастерски описывает своего героя. В своём рассказе автор рассказывает о событиях войны». 2
- Неоправданное повторение слова. 24 Например: «В прочитанном мною тексте автор поднимает проблему патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна». 2
- Бедность и однообразие синтаксических конструкций. 2 Например: «Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат». 2
- Неудачное употребление местоимений. 24 Например: «Этот текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема». 2