Польский педагог и гуманист Януш Корчак выделил четыре типа «воспитывающей среды»: 4
- Догматическая среда. 24 Относится к принудительным видам обучения. 2 Главный признак — обучающий является пассивным потребителем, получающим определённую картину мира. 2
- Среда безмятежного потребления. 24 Показывает ценность материального и психологического благополучия, физического и ментального комфорта. 2 Не способствует формированию желаний и целей, человек получает то, что приносит ему удовлетворение, не стремясь к саморазвитию. 2
- Среда внешнего лоска и карьеры. 24 Воспринимается наиболее негативно. 2 Автор утверждал, что при такой системе происходит эксплуатация чужих ценностей, отсутствуют достоинства, а есть только реклама. 2
- Идейная или творческая среда. 2 Позволяет детям учиться самостоятельно, участвовать в выборе пути для карьеры. 2 Идейная среда помогает сохранять личную свободу и находить выход из самых сложных ситуаций. 2
Кроме базовых типов образовательной среды, существует целый спектр промежуточных вариантов. 4
Также в современной педагогике выделяют несколько моделей образовательной среды, например:
- Коммуникативно-ориентированная модель (В. В. Рубцов). 1 В основе — необходимость участия ребёнка в совместной деятельности с другими субъектами, а сама образовательная среда понимается как форма коммуникативного взаимодействия между участниками образовательного процесса. 1
- Антрополого-психологическая модель (В. И. Слободчиков). 1 Авторы считают, что образовательная среда создаётся и изменяется в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности, а её главными параметрами являются насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации). 1
- Психодидактическая модель (В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. А. Ясвин). 1 Во главу угла ставятся индивидуальные образовательные траектории и вариативность в содержании, формах и средствах обучения, в том числе, внедрение цифровых технологий и дистанционного обучения. 1
- Эколого-личностная модель (В. А. Ясвин). 1 В ней образовательная среда рассматривается как взаимодополнение потребностей человека и условий окружения — они дают возможности для обучения и развития или, наоборот, препятствуют этому. 1