Польский педагог и гуманист Януш Корчак выделил четыре типа «воспитывающей среды»: skillbox.ru
- Догматическая среда. dostupnaya-strana.ru skillbox.ru Относится к принудительным видам обучения. dostupnaya-strana.ru Главный признак — обучающий является пассивным потребителем, получающим определённую картину мира. dostupnaya-strana.ru
- Среда безмятежного потребления. dostupnaya-strana.ru skillbox.ru Показывает ценность материального и психологического благополучия, физического и ментального комфорта. dostupnaya-strana.ru Не способствует формированию желаний и целей, человек получает то, что приносит ему удовлетворение, не стремясь к саморазвитию. dostupnaya-strana.ru
- Среда внешнего лоска и карьеры. dostupnaya-strana.ru skillbox.ru Воспринимается наиболее негативно. dostupnaya-strana.ru Автор утверждал, что при такой системе происходит эксплуатация чужих ценностей, отсутствуют достоинства, а есть только реклама. dostupnaya-strana.ru
- Идейная или творческая среда. dostupnaya-strana.ru Позволяет детям учиться самостоятельно, участвовать в выборе пути для карьеры. dostupnaya-strana.ru Идейная среда помогает сохранять личную свободу и находить выход из самых сложных ситуаций. dostupnaya-strana.ru
Кроме базовых типов образовательной среды, существует целый спектр промежуточных вариантов. skillbox.ru
Также в современной педагогике выделяют несколько моделей образовательной среды, например:
- Коммуникативно-ориентированная модель (В. В. Рубцов). elib.osu.ru В основе — необходимость участия ребёнка в совместной деятельности с другими субъектами, а сама образовательная среда понимается как форма коммуникативного взаимодействия между участниками образовательного процесса. elib.osu.ru
- Антрополого-психологическая модель (В. И. Слободчиков). elib.osu.ru Авторы считают, что образовательная среда создаётся и изменяется в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности, а её главными параметрами являются насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации). elib.osu.ru
- Психодидактическая модель (В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. А. Ясвин). elib.osu.ru Во главу угла ставятся индивидуальные образовательные траектории и вариативность в содержании, формах и средствах обучения, в том числе, внедрение цифровых технологий и дистанционного обучения. elib.osu.ru
- Эколого-личностная модель (В. А. Ясвин). elib.osu.ru В ней образовательная среда рассматривается как взаимодополнение потребностей человека и условий окружения — они дают возможности для обучения и развития или, наоборот, препятствуют этому. elib.osu.ru