Некоторые типичные ошибки, которые допускают выпускники при написании смысловых связей в сочинении:
- Подмена одного вида смысловой связи другим. 4 Например, экзаменуемый указывает смысловую связь «объяснение» или «аналогия», тогда как реально смысловая связь представляет собой «противопоставление» или «обобщение». 4
- Формальное указание на дополнение одного примера другим. 4 Важно понимать истинные смысловые отношения между примерами и давать точное определение этим связям, а не указывать на них формально. 1
- Подбор примеров-иллюстраций, не относящихся к одной проблеме, и попытка «притянуть» к ним ту или иную смысловую связь. 3
- Забывание дать наименование смысловой связи (сопоставление, противопоставление, детализация и др.). 3
- Не объяснение, зачем автор использует ту или иную смысловую связь. 2 Например, не раскрывается, зачем автор противопоставляет героев (события) либо от общих рассуждений переходит к конкретным фактам. 1
- Неиспользование корректных конструкций при описании смысловых связей. 3 Например, не стоит употреблять «примеры дополняют друг друга», корректнее написать «второй пример дополняет первый». 3
- Отсутствие анализа смысловой связи. 3 Если экзаменуемый только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. 3