Некоторые теории о происхождении разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые:
- Теория «активности/неактивности». rus.1sept.ru Согласно ей, одушевлённые существительные — это «активные» предметы, отождествляемые с человеком, а неодушевлённые — это «неактивные» предметы. rus.1sept.ru Однако эта теория не объясняет, почему, например, слова «мертвец», «покойник» относятся к одушевлённым, а «народ», «толпа», «стая» — к неодушевлённым. rus.1sept.ru
- Теория субъективной оценки. rus.1sept.ru Категория одушевлённости/неодушевлённости отражает обыденные представления о живом и неживом, то есть субъективную оценку человеком объектов действительности. rus.1sept.ru Например, «эталоном» живого существа для человека всегда был сам человек. rus.1sept.ru
- Теория древнего происхождения. yandex.ru Считается, что категория одушевлённости/неодушевлённости появилась в праиндоевропейском языке. yandex.ru
Полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. amgpgu.ru Например, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз — существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения — это живые организмы. amgpgu.ru