Для развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями применяют различные технологии, среди них:
- Игровые упражнения. 13 Направлены на формирование умения воспринимать разнообразие интонаций в человеческой речи. 3 Используются фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации. 3
- Работа над речевым дыханием. 3 Правильное речевое дыхание и чёткая ненапряжённая артикуляция — основа для звучного голоса. 3 Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и так далее. 3
- Логоритмические упражнения. 14 Позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. 1 Включают упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми. 45
- Театрализованная деятельность. 4 Используются аудиозаписи, на которых сказки и стихотворения читают артисты. 4 Слушая такие записи, дети обращают внимание на то, как голосом можно передать настроение, характер, эмоциональное состояние героя. 4
- Использование фольклорного материала. 4 Например, заклички, потещки, скороговорки помогают закрепить навыки интонационной выразительности речи. 4
Также для развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями применяют упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и так далее. 45