Несколько техник, которые помогают развивать критическое мышление у подростков при оценке событий:
Разбор информационных сообщений: «Правда или манипуляция?». dzen.ru Нужно выбрать сообщение, которое активно обсуждается или вызывает эмоциональную реакцию, и разобрать его по следующим вопросам: кто автор, какова цель публикации, есть ли в сообщении факты или только мнения, какие источники указаны и можно ли им доверять, какие эмоции вызывает материал и зачем. dzen.ru Такое упражнение учит не принимать информацию «на веру», а анализировать и оценивать её качество и достоверность. dzen.ru
«Адвокат дьявола». dzen.ru Нужно выбрать тему, которая вызывает интерес или даже споры, и позволить подростку сначала высказать своё мнение, а затем представить себя в роли человека с противоположной точкой зрения и аргументированно её защитить. dzen.ru Это упражнение развивает гибкость мышления, умение видеть ситуацию под разными углами и уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с собственным. dzen.ru
«Что, если…?» — упражнение на гипотезы и последствия. dzen.ru Нужно предложить подростку пофантазировать на тему гипотетической ситуации и попросить его представить последствия этой ситуации в краткосрочной и долгосрочной перспективе, для разных людей и сфер жизни. dzen.ru Такой подход развивает причинно-следственное мышление, умение анализировать последствия решений и предвидеть неожиданные результаты. dzen.ru
Сравнение источников. www.b17.ru Если подросток читает новость, нужно найти ещё 2–3 источника по этой же теме и сравнить точки зрения. www.b17.ru
Дебаты. www.b17.ru Можно участвовать в дружеских спорах на интересные темы, отстаивая свою точку зрения, но и слушая оппонента. www.b17.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.