Некоторые виды рефлексии в образовательном процессе:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 13 Оценивает эмоциональное восприятие учебного материала. 2 Например, «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно». 2
- Рефлексия деятельности. 2 Помогает учащимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и выявить пробелы. 2 Например, приём «Лесенка успеха» или «Дерево успеха». 2
- Рефлексия содержания материала. 2 Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце или на этапе подведения итогов. 2 Он даёт возможность учащимся осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы. 2
Также рефлексию можно классифицировать по содержанию на символическую, устную и письменную: 2
- Символическая — учащийся выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). 2
- Устная предполагает умение связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. 2
- Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. 2 Уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы. 2