В разных странах мира существуют различные традиции бухгалтерского образования, которые формировались под влиянием экономических, политических и социальных факторов. 4 Некоторые из них:
- Британо-американская модель. 4 Применяется в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Венесуэла, Израиль, Ирландия, Индия, Канада, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Панама, Сингапур, ЮАР, Кипр, Филиппины. 4 Для этой модели характерен высокий уровень общего и профессионального бухгалтерского образования, а учёт ориентирован на информационные запросы инвесторов. 4
- Континентальная модель. 24 Используется в странах, где исторически сложилась сильная зависимость развития экономики от банковской системы и государства. 4 Для этой модели характерны тесные производственные связи бизнеса с банками, законодательное регулирование и подробный юридический регламент учёта и отчётности, ориентация учёта и отчётности на интересы государственного управления и требования правительства в отношении налогообложения. 4
- Латино-американская модель. 4 Характерна для таких стран, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Перу, Чили, Эквадор. 4 Для этой модели свойственна постоянная корректировка учётных данных на темпы инфляции, жёсткие требования государства по учёту и контролю доходов фирм и населения, фискальная направленность учёта, унифицированные методики ведения учёта на основе жёстко детерминированной политики. 4
- Азиатская модель. 3 В Азии нет единого подхода к бухгалтерскому учёту. 3 В Японии, Китае и Индии действуют свои национальные стандарты. 3 В Китае учёт тесно связан с государственным регулированием, а отчётность должна быть утверждена государственными органами. 3 В Японии особое внимание уделяется детализации и точности. 3
- Исламская модель. 2 Адаптирована к требованиям шариата. 2 Например, в исламской модели бухгалтерского учёта не существует термина дивиденды, поскольку ислам запрещает такого рода доходы (равно как и выплату процентов за кредит). 2
Кроме того, выделяют русскую школу бухгалтерского учёта, которая возникла в первой половине XIX века и была сформирована под влиянием немецкой и французской школ. 5 Некоторые представители русской школы не считали науку бухгалтерского учёта отдельной наукой, а рассматривали её в составе социологической науки. 5 Основными отличительными особенностями русской школы были разделение бухгалтерского учёта на теорию и практику, связывание бухгалтерского учёта с математикой. 5