И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы на основе трёх свойств нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности: 23
- Сильный, уравновешенный, подвижный (живой). 1 Одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью. 1 Обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. 1 В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип. 1
- Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный). 1 Сильные процессы возбуждения и торможения, но плохая их подвижность. 1 Испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. 1 В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип. 1
- Сильный, неуравновешенный (безудержный). 1 Характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным. 1 В трудных ситуациях легко подвержен нарушениям высшей нервной деятельности. 1 Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. 1 В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип. 1
- Слабый. 1 Характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения. 1 Плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. 1 В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип. 1
Кроме общих типов нервной системы, И. П. Павлов выделил специальные типы, характеризующие взаимодействие первой и второй сигнальных систем и соотношение между ними: 4
- Мыслительный, с преобладанием второй сигнальной системы над первой. 4 Наблюдается особенное развитие способности к отвлечённому, абстрактному мышлению. 4
- Художественный, с преобладанием первой сигнальной системы. 4 Ярко выражена склонность к образно-эмоциональному мышлению. 4 Среди людей этого типа много художников, писателей, музыкантов, артистов. 4
- Средний, когда обе сигнальные системы представлены в равном соотношении. 4 Большинство людей относится к среднему типу. 4 Для них характерно гармоничное сочетание образно-эмоционального и словесно-логического мышления. 4