Выделены четыре стратегии педагогической поддержки развития ценностных ориентаций учащихся: 4
- Стратегия поддержки самовыражения («ценность самореализации»). 4 Обеспечивает условия для проявления субъектной позиции школьника в формах активности, которые помогают проявить индивидуальность и способности в современной культуре. 4
- Стратегия поддержки самопознания и самопонимания («ценность Я как личности»). 4 Создаёт условия для поиска учащимися способов реализации личностного потенциала в ходе самопознания. 4
- Стратегия поддержки социального опыта («ценность других людей»). 4 Обеспечивает условия для приобретения опыта социального взаимодействия, участия в общественно-полезной деятельности. 4
- Стратегия осмысленного познания («ценность познания»). 4 Предполагает установление диалогового взаимодействия со значимыми взрослыми в ходе совместного решения ценностно-ориентированных проблем. 4
Также существует превентивная и оперативная поддержка профессионального самоопределения: 3
- Превентивная. 3 Нацелена на упреждение типичных трудностей, связанных с построением адекватного образа профессии, самопознанием профессионально важных качеств, принятием решения о профессиональном выборе и выборе учебного заведения, построением резервных профессиональных планов. 3
- Оперативная. 3 Направлена на своевременное преодоление возникших на данном этапе профессионального самоопределения типичных трудностей. 3