Некоторые способы разделения людей на группы в образовательной среде:
- По желанию учащихся. 13 Учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. 1
- По территориальному признаку. 1 Вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой, пары, сидящие за соседними партами, учащиеся, сидящие на одной колонке и т. д.. 1
- По набору лидеров. 3 Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых. 1
- По определённому признаку. 3 Например, по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т. д.. 3
- Случайным образом. 3 Можно использовать жребий, чётный/нечётный, «фанты». 3
- Мозаика. 24 Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. 2
Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия или отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д.. 1