Некоторые способы обогащения словарного запаса русского языка через синонимы и антонимы:
Для работы с синонимами можно использовать следующие упражнения:
- Подбор слов, близких по смыслу. 4 Например: грусть (тоска, печаль, уныние), большой (огромный, громадный, гигантский), сказать (говорить, сообщать, произносить). 1
- Выделение слов-синонимов в тексте. 4 Затем нужно выяснить понимание слов учащимися, ввести слово в другой контекст — составить предложение, использовать слова-синонимы в речи. 4
- Замена выделенного слова синонимом. 3 Например: «Полетел пушистый снег» (уходит, посыпал). 3
- Подбор и вставка в предложение одного из близких по значению слов. 3 Например: «засверкал на солнце (белый, пушистый, серебристый) снег». 3
Для работы с антонимами можно использовать такие упражнения:
- «Скажи наоборот». 1 Например: правда — ложь, тёмно — светло, идёт — стоит, холодный — горячий. 1
- «Найди два слова — «неприятеля». 1 Например: друг, печаль, враг; хороший, светлый, плохой. 1
- Распределение слов на антонимические пары. 4 Учащиеся учатся находить антонимы в текстах пословиц и стихотворений. 4
- Подбор антонимов к заданным словам, вставка недостающих слов в предложения, ориентируясь на контекст. 4
Также для обогащения словарного запаса через синонимы и антонимы можно использовать дидактические игры, например: «Скажи похоже», «Найди другое слово», «Найди противоположное слово». 5