Некоторые способы математического анализа вероятности выбора конкретного объекта из совокупности:
- На основе жеребьёвки. 1 Схема отбора предполагает ряд испытаний без возвращения элемента в генеральную совокупность. 1 Каждый элемент совокупности имеет одинаковые шансы попасть в выборку. 1
- Отбор Бернулли. 1 Отбор происходит из упорядоченного списка из N элементов. 1 Каждому элементу k ставится в соответствие значение. 1 Если оно меньше определённого числа, то элемент отбирается, в другом случае — нет. 1
- Систематический отбор. 1 Первый элемент выборки выбирается случайным образом среди первых a элементов совокупности. 1 Далее в выборку попадают элементы с шагом a. 1
- Простой случайный отбор с возвращением. 1 Выполняется m независимых отборов элементов из генеральной совокупности размера N с одинаковыми вероятностями 1/N. 1 Отобранный элемент возвращается в совокупность. 1
- Пропорциональный отбор. 1 Предполагает, что все числа генеральной совокупности должны быть хорошо перемешаны. 1 Тогда исследователь берёт каждый а-й элемент из списка. 1
- Стратифицированный отбор. 1 Генеральная совокупность делится на группы, которые не пересекаются. 1 Эти группы называются стратами. 1 Элементы в каждой страте однородны по определённым признакам. 1 В каждой страте проводится отбор элементов. 1
- Кластерный отбор. 1 Если непосредственный отбор из совокупности невозможен, элементы генеральной совокупности объединяются в кластеры. 1
- Типовой отбор. 1 Элементы отбираются исходя из того, находятся ли они в простом доступе. 1 Такие выборки очень легко составлять, но нет гарантии, что она будет репрезентативной. 1
- «Снежный ком». 1 Обычно используется при отборе кандидатов в специфической небольшой группе экспертов. 1 Выбирается один человек для опроса, затем он должен посоветовать несколько других людей и так далее. 1
На практике часто применяется комбинированный отбор, при котором сочетаются указанные выше способы. 5 При этом выбираемый способ отбора объектов из генеральной совокупности должен соответствовать поставленной задаче и хорошо согласовываться с сущностью изучаемого явления. 5