Некоторые способы автоматизации звука «Ч» в речи дошкольников:
- Артикуляционная гимнастика. 14 Упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел, как он их выполняет. 4 Например, «Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой), «Чашечка» (открытие широко рта, высунутый язык, кончик и боковые края языка приподняты) и другие. 1
- Игра «Хлопни на звук «Ч». 1 Логопед проговаривает слова, а ребёнок, услышав звук «Ч», хлопает в ладоши. 1
- Автоматизация звука в слогах. 1 Например, повторение слогов «ча» столько раз, сколько взрослый хлопнет в ладоши, или «уч» столько раз, сколько взрослый топнет ногой. 1
- Игра «Лабиринт». 1 Ребёнок, чётко произнося звук «ч», называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку. 1
- Пальчиковая гимнастика. 1 Например, «Ехал, ехал паровоз» (пальцы в «замок», большие пальцы вращаются), «Прицепил вагон, повез» (сцепить указательные пальцы). 1
- Игра с мячом «Скажи ласково». 1 Например, бак — бачок, палец — …, бык —…, мяч —…, ключ —…. 1
- Закрепление произношения звука «ч» в чистоговорках. 1 Например, «Ча-ча-ча — чашка горяча», «Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи». 1
- Игра «Закончи предложения». 1 Ребёнок слушает начало предложений и заканчивает их словами, подходящими по смыслу со звуком «Ч». 1
Для подбора индивидуальных упражнений и планирования занятий рекомендуется обратиться к логопеду.