Некоторые способы анализа стихотворений с точки зрения использования в них средств выразительности:
- Техника «Фишбоун». 1 Заключается в выделении в тексте определённых категорий (например, тропов, фигур речи) с иллюстрацией их примерами. 1
- Приём «Обратный вопрос». 1 Учащиеся получают готовую таблицу или последовательность ответов, к которым сами должны составить вопросы или задания по работе с текстом стихотворения. 1
- Приём «Передай по кругу». 1 Каждый учащийся выделяет в стихотворении какую-то особенность языка или стиля, какой-то приём и озвучивает его соседу, а тот, в свою очередь, называет выделенную им языковую особенность. 1
- Приём «Поэтические лото». 1 Учитель составляет таблицу с примерами из художественных текстов, задача ученика — подобрать к каждому примеру соответствующее ему название средства художественной изобразительности. 1
- Приём «Составление кроссворда». 1 Учащимся предлагается составить кроссворд по лексике или изобразительным приёмам стихотворения. 1
- Приём «Поэтическая дуэль». 1 Учащийся называет строчку, в которой есть заданное по условию изобразительное средство, а его оппонент называет другую строку, в которой тоже есть аналогичный пример употребления тропа или фигуры речи. 1
- Приём «Раскраска». 1 Ученику предлагается раскрасить слова в стихотворении разными цветами в зависимости от их семантической роли или образной функции, а затем оценить «цвет» стихотворения и объяснить, какие средства в нём преобладают и почему. 1
- Приём «Мир одного стиха». 1 На уроке учащиеся создают ментальную карту по содержанию и языковому оформлению одного стихотворения, описывая все аспекты художественной формы — от звукового оформления до используемых лексико-синтаксических средств. 1
- Приём «Анализ пародийного текста». 1 Учащиеся знакомятся с пародией на изучаемое стихотворение и сопоставляют её с оригиналом. 1
Также при анализе стихотворения с точки зрения средств выразительности важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. 4