Некоторые современные подходы к развитию самоуправления в детском коллективе:
- Деятельностный подход к структуре органов управления. 1 Сначала нужно увлечь учащихся общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. 1
- Превращение собраний и сборов в органы самоуправления. 1 Это возможно, когда учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем. 1
- Коллективное творческое планирование работы. 1 Для этого используется приём мозгового штурма, когда участники собрания делятся на группы и высказывают коллективное мнение о путях решения проблемы. 1
- Создание временных органов самоуправления. 1 Их роль усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. 1
- Сотрудничество педагогов и учеников. 1 Оно зависит от цели, поставленной коллективом класса. 1
При организации самоуправления в детском коллективе рекомендуется руководствоваться следующими принципами: 4
- Принцип равноправия. 4 Все участники самоуправления должны иметь равные права субъектов жизни коллектива, право решающего голоса при принятии решения. 4
- Принцип выборности. 4 Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов. 4
- Принцип обновляемости и преемственности. 4 Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, в то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом. 4
- Принцип открытости и гласности. 4 Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации. 4