Некоторые современные подходы к оценке контрольных диктантов в средней школе:
- Одновременная оценка количества и характера ошибок. 1 Для этого используются понятия грубых и негрубых ошибок, а также однотипных и неоднотипных. 1
- Учёт предела, превышение которого не позволяет выставлять определённую отметку. 2 Для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок. 2
- Оценка наличия и количества исправлений. 2 При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». 2 При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной. 2
- Учёт почерка учащегося. 4 Читабельность и чистота почерка, а также правильность написания букв и связей между ними влияют на итоговую оценку. 4
- Учёт уровня сложности текста. 4 При выставлении отметок за диктант преподаватель учитывает сложность текста — более сложный текст требует более высокой подготовки учащихся. 4
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). 13