Некоторые современные методики автоматизации речи с помощью моторных дорожек:
- «Слушай сигнал». 1 Ребёнок должен прыгать в каждую клетку дорожки, но очередной прыжок он должен сделать только по сигналу педагога. 1
- «Прыгалки». 1 Ребёнок прыгает в первую клетку на правой ноге, во вторую — на левой, в третью — двумя ногами вместе и так до конца дорожки. 1
- «Прыгни, хлопни, назови». 12 Ребёнок встаёт около дорожки, а педагог даёт задание — прыгни на двух ногах, хлопни и назови, что лежит в клеточке. 1 Это задание выполняется до конца дорожки. 1
- «Посчитай-ка». 1 На дорожке в разных клетках расположены цифры от одного до пяти. 1 Взрослый говорит: «Посчитай, сколько роз». 1 Ребёнок, прыгая двумя ногами по клеткам с расположенными цифрами, называет количество предметов. 1
- «Хозяюшка». 1 На дорожке в разных клетках расположены картинки с предметом, в названии которого присутствует проблемный звук. 1 Предварительно, перед началом прыжков по дорожке, ребёнку проговаривается предложение, в которое он будет вставлять название предметов, изображённых на картинке. 1
- «Один — много». 1 Ребёнок прыгает по дорожке, поочерёдно одной ногой в одну клетку, двумя ногами — в две клетки. 1 При прыжке одной ногой проговаривает слово с проблемным звуком в единственном числе. 1 При прыжке двумя ногами — соответственно во множественном числе. 1 Например, рыба — рыбы. 1
- «Что где лежит». 1 На дорожке расположены различные предметы (по одному в каждой клеточке), например, фрукты и овощи. 1 Ребёнок, стоя перед дорожкой, называет предмет, расположенный справа, слева или между какими-то предметами. 1
- «Стрелочки». 1 Используются 9 ковриков (клеточек) в позиции 3×3. 1 Сверху раскладывают стрелочки, которые указывают, куда ребёнок должен двигаться. 1 Ребёнок смотрит на стрелочки, двигается в заданном направлении и называет слова, которые встречаются ему на пути. 1
Для таких упражнений можно использовать ортопедические коврики, балансиры, координационную лестницу, островки, координационные дорожки. 2