Некоторые современные методики анализа учебных занятий:
- Краткий (оценочный) анализ. 3 Даёт общую оценку учебно-воспитательной функции занятия, характеризует решение образовательной, воспитательной и развивающей задач. 3
- Структурный (поэтапный) анализ. 3 Предполагает выявление и оценку доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность. 3
- Системный анализ. 3 Рассматривает занятие как единую систему с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач. 3
- Полный анализ. 23 Включает оценку реализации задач занятия, содержания и видов учебной деятельности студентов. 3 Проводится с целью контроля за качеством организации образовательного процесса, для изучения стиля деятельности преподавателя, опыта его работы. 2
- Структурно-временной анализ. 3 Предполагает оценку использования времени занятия по каждому его этапу. 3
- Комбинированный анализ. 3 Предполагает одновременную оценку основной дидактической цели занятия и его структурных элементов. 3
- Психологический анализ. 3 Предполагает изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности студентов развивающего типа). 3
- Дидактический анализ. 3 Предполагает анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения студентов и т. п.). 3
- Аспектный анализ. 23 Используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны занятия с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных направлений деятельности преподавателя. 2
Чаще всего анализ любого занятия представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. 2