Некоторые рекомендации по проверке контрольных диктантов:
- Учитывать правильное написание слов. 1 За каждую ошибку в орфографии или пунктуации снимается определённое количество баллов. 1 Также учитывают грамматическое построение предложений и всего текста. 1
- Оценивать грамотное использование слов. 1 Неправильное использование слов, грубые или неуместные выражения могут отрицательно повлиять на оценку. 1
- Оценивать чёткость и связность текста. 1 Оценивают правильность построения и связывания предложений, последовательность изложения мыслей. 1
- Учитывать характер ошибки. 4 Среди ошибок выделяют негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. 4 При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. 4
- Повторяющиеся ошибки считать как одну. 1 Первые три ошибки одного типа считают за одну ошибку, при этом каждая последующая ошибка такого типа учитывается как отдельная. 1
- Несколько ошибок в словарных словах считать за одну. 1 Если в одном непроверяемом слове допущено 2 или больше ошибок, все они считаются за одну ошибку. 1
- Два исправления в орфограмме (пунктограмме) принимать за одну ошибку. 1 Если в работе есть от 5 до 7 исправлений не в орфограмме (пунктограмме), оценку снижают на 1 балл, а если в диктанте больше 7 исправлений — на 2 балла. 1
- Учитывать почерк учащегося. 1 Читабельность и чистота почерка, а также правильность написания букв и связей между ними влияют на итоговую оценку. 1
- Учитывать уровень сложности текста. 1 При выставлении отметок за диктант преподаватель учитывает сложность текста — более сложный текст требует более высокой подготовки учащихся. 1
При оценке диктантов не все ошибки учитывают. 1 Не снижают отметку за такие ошибки: 1
- Если ошибку допустили в том слове, правило написания которого не входит в школьную программу. 1
- Если ошибку допустили в слове, правила написания которого учащиеся ещё не изучали. 1
- Если ошибку допустили в том месте, где автор специально нарушил правила русского языка в пользу авторского стиля. 1